информация прокуратуры
Информация прокуратуры
Слои по горизонтали
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
.

информация прокуратуры

1. Увеличился денежный эквивалент набора социальных услуг федеральным льготникам

Федеральные льготники, имеющие право на получение социальных услуг, имеют право выбора: получать социальные услуги в натуральной форме или в денежном эквиваленте.
С 1 апреля 2014 года на 5 процентов увеличилась сумма средств, направляемых на предоставление государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, которая составила 881 рубль 63 копейки в месяц, в том числе на:
- обеспечение необходимыми медикаментами - 679 рублей 5 копеек;
- предоставление путевки на санаторно-курортное лечение для профилактики основных заболеваний - 105 рублей 5 копеек;
- бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно - 97 рублей 53 копейки.

2. Права и обязанности присяжных заседателей

Согласно ст. 5 УПК РФ присяжный заседатель - это лицо, привлеченное для участия в судебном заседании и вынесения вердикта.
Приступая к обязанностям присяжных заседателей, представители народа клянутся исполнять их честно и беспристрастно, принимать во внимание все рассмотренные в суде доказательства, как уличающие подсудимого, так и оправдывающие его, разрешать уголовное дело по своему внутреннему убеждению и совести, не оправдывая виновного и не осуждая невиновного, как подобает свободному гражданину и справедливому человеку.
В ходе судебного следствия свои доказательства суду, в том числе присяжным заседателям, представляют стороны обвинения и защиты.
Присяжные заседатели могут участвовать в исследовании доказательств, задавать вопросы подсудимому, потерпевшему, свидетелям, эксперту и специалисту, при их участии в судебном разбирательстве, участвовать в осмотре вещественных доказательств, документов и производстве иных следственных действий, вести собственные записи и использовать их в совещательной комнате при вынесении вердикта и подготовке ответов на поставленные перед ними вопросы.
От коллегии присяжных заседателей не требуется знания законов. При необходимости они могут просить председательствующего судью разъяснить интересующие нормы закона, относящиеся к уголовному делу, содержание оглашенных в суде документов, ответить на другие вопросы.
Присяжный заседатель не вправе отлучаться из зала судебного заседания во время слушания уголовного дела, общаться со сторонами и другими лицами по поводу обстоятельств рассматриваемого дела во время перерывов, проводить самостоятельное расследование и собирать сведения вне судебного заседания, нарушать тайну совещания и голосования присяжных заседателей по поставленным перед ними вопросам.
От попытки кого-либо завязать общение, навязать свою точку зрения, оказать воздействие на присяжного заседателя в связи с участием в деле, необходимо уклониться, сообщив об этом при первой возможности председательствующему судье.
В соответствии со ст. 117 УПК РФ за неявку в суд без уважительной причины присяжный заседатель может быть подвергнут денежному взысканию.
Присяжные заседатели, в отличие от профессионального судьи, устанавливают только фактические обстоятельства дела и разрешают вопросы факта, не исследуя и не разрешая вопросы права, требующие юридических познаний, потому их называют судьями факта. Жизненный опыт, принципиальность, честность перед собой и перед обществом, помогают присяжным заседателям принять объективное и справедливое решение.

3. Можно ли признать договор купли-продажи жилого помещения недействительным, если по нему не переданы денежные средства?

Правовые основания, по которым сделка может быть признана судом недействительной или могут быть применены последствия недействительности ничтожной сделки, предусмотрены положениями ст. ст. 168-179 Гражданского кодекса Российской Федерации.
То обстоятельство, что покупателем не уплачена покупная цена за приобретенное имущество, к таким основаниям не относится, и потому совершенная сделка не может быть признана недействительной либо ничтожной.
Гражданский кодекс Российской Федерации (ст. ст. 549 - 558) не предусматривает и положений, позволяющих расторгнуть договор купли-продажи и аннулировать возникшее у покупателя право собственности на объект недвижимости в связи с неуплатой им покупной цены.
Правовые последствия несвоевременной оплаты покупателем переданного товара по договору купли-продажи определены п. 3 ст. 486 Гражданского кодекса РФ, согласно которому, если покупатель своевременно не оплачивает переданный в соответствии с договором купли-продажи товар, продавец имеет право требовать полной оплаты товара, а также дополнительно уплаты процентов в соответствии со ст. 395 ГК РФ.
Статья 395 Гражданского кодекса РФ предусматривает ответственность за неисполнение денежного обязательства в виде уплаты за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица процентов на сумму этих средств.
При таком положении, в случае неоплаты покупателем денежных средств по договору купли-продажи, продавец вправе обратиться в суд по месту жительства ответчика с исковыми требованиями о взыскании в полном объеме указанных денежных средств и процентов за пользование чужими денежными средствами.

4. Уголовная ответственность за нарушение трудовых и социальных прав граждан

Социальные права, - как это следует из ч. 1 ст. 7 Конституции Российской Федерации – создаваемые государством условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека.
В соответствии с ч. 1 ст. 34, ч. 2 ст. 37, ч. 1 ст. 39, ст. 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд; социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, потери кормильца и в иных случаях, установленных законом; на бесплатное образование; на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности.
Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрена ответственность за невыплату заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат (ст. 145.1 УК РФ).
Объектом данного преступления являются общественные отношения, складывающиеся между работодателями и физическими лицами по поводу получения вознаграждения за труд, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат.
С объективной стороны названный состав преступления, характеризуется бездействием, т.е. невыплатой названных видов платы свыше 2-х месяцев.
Вместе с тем невыплата вознаграждения за произведенные по договору подряда работы, денежных сумм из негосударственных пенсионных фондов, стипендий и пособий от частных лиц или благотворительных организаций и фондов объективную сторону состава названного преступления образовать не могут, так как они не установлены законом.
Такая невыплата может повлечь за собой как гражданско-правовую, так и уголовную ответственность виновных лиц по другим нормам Уголовного кодекса РФ, например, за мошенничество.
Невыплата из бюджетных средств влечет за собой иной вид уголовной ответственности, так как обычно связана с использованием бюджетных средств не по назначению (например, по ст. 160 УК РФ – присвоение и растрата или 285 УК РФ – злоупотребление должностными полномочиями).
Уголовная ответственность за невыплату заработной платы предполагает наличие реальной возможности ее выплаты. Количество потерпевших значения не имеет.
Квалифицирующим состав невыплаты заработной платы признаком по ч. 2 ст. 145.1 УК РФ являются тяжкие последствия.
Субъектом данного преступления является руководитель организации (юридического лица) или работодатель - физическое лицо.
С субъективной стороны невыплата заработной платы характеризуется прямым умыслом и корыстной или иной личной заинтересованностью, например, желанием скрыть свою некомпетентность.
Уголовная ответственность также предусмотрена за нарушение правил охраны труда (ст. 143 УК РФ).
Непосредственным объектом преступлений, посягающих на социально-экономические права и свободы, являются общественные отношения, обеспечивающие соблюдение трудовых прав граждан в различных сферах деятельности.
Опасность данного преступления определяется тем, что осуществляется посягательство на закрепленное Конституцией (ст. 37) право граждан на охрану трудовых прав. Объективная сторона преступления выражается в нарушении правил техники безопасности или иных правил охраны труда. Уголовная ответственность наступает только в случае, если нарушение правил охраны труда повлекло по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью (ч. 1) либо смерть (ч. 2) человека.
В случае нарушения законодательства об охране труда, не повлекшего наступления последствий, или причинения в результате этого нарушения легкого вреда здоровью, ответственность наступает по ст. 5.27 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Субъект данного преступления - лицо, на которое были возложены обязанности по соблюдению правил охраны труда в силу служебного положения, либо по специальному распоряжению. Потерпевшими при нарушении правил охраны труда могут быть лица, постоянная или временная деятельность которых непосредственно связана с этим предприятием.

5. Практика по спорам, связанным с самовольными постройками

Верховный Суд РФ 19.03.2014 утвердил обзор судебной практики по делам, связанным с самовольными постройками.
Вопросы самовольного строительства регламентируются ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации. Данная норма при определенных обстоятельствах позволяет ввести такую постройку в гражданский оборот.
В обзоре судом даны разъяснения по вопросам процессуального и материального права на примерах конкретных дел. В частности, разъяснено, что:
запрет на производство строительных работ в качестве меры по обеспечению иска о сносе самовольной постройки может быть наложен как в отношении ответчика, так и иных лиц, фактически осуществляющих строительные работы на спорном объекте;
приобретательная давность не может распространяться на самовольно возведенное строение, расположенное на неправомерно занимаемом земельном участке;
при рассмотрении дел о самовольных постройках судам следует применять градостроительные и строительные нормы и правила в редакции, действовавшей на время возведения самовольной постройки;
существенные и неустранимые нарушения указанных норм и правил при возведении самовольной постройки являются основанием для ее сноса;
законодательством не предусмотрена возможность признания права собственности на часть самовольной постройки;
при рассмотрении споров, связанных с признанием права собственности на самовольную постройку, помимо доказательств принадлежности истцу земельного участка, суду также следует проверять соблюдение его целевого назначения;
при самовольной пристройке к первоначальному объекту недвижимости дополнительных помещений право собственника может быть защищено путем признания этого права в целом на объект собственности в реконструируемом виде;
возведение новых построек при наличии обременений права собственности в виде запрещения нового строительства является основанием для признания постройки самовольной и ее сноса.

6. Наркоман не имеет права управлять автомобилем

Одним из приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры является надзор за исполнением законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Практика надзора показывает распространенность дорожно-транспортных происшествий по вине водителей, находящихся в состоянии наркотического опьянения.
Согласно перечню медицинских противопоказаний для осуществления деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 28.04.1993 № 377, наркомания является противопоказанием при получении водительского удостоверения. Несмотря на это многие больные наркоманией имеют водительские удостоверения.
Федеральным законом «О безопасности дорожного движения» установлено, что ухудшение здоровья водителя, препятствующее безопасному управлению транспортными средствами, подтвержденное медицинским заключением, является основанием прекращения действия права на управления транспортными средствами (ст. 28).

7. Материнский капитал

В связи с внесенными в июне 2013 года изменениями в Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» о возможности направления средств материнского капитала на погашение основного долга и уплату процентов по займам на приобретение (строительство) жилого помещения кредитной, микрофинансовой организациям, кредитным потребительским кооперативам и иной организации, предоставившей займ, исполнение обязательства по которому обеспечено ипотекой, постановлением Правительства РФ от 30.04.2014 приведены в соответствие с законом Правила направления средств материнского капитала на улучшение жилищных условий.
Лицо, получившее сертификат на материнский капитал, должно дополнительно представить документ, подтверждающий получение денежных средств по договору займа, заключенному с одной из указанных организаций, путем их безналичного перечисления на счет, открытый лицом, получившим сертификат, или его супругом (супругой) в кредитной организации.

8. Административная ответственность за нецензурную брань и прокат фильмов без прокатного удостоверения

С 01.07.2014 года начнут применяться новые нормы Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, предусматривающие административную ответственность за:
 -организацию публичного исполнения произведения литературы, искусства и народного творчества, содержащего нецензурную брань в процессе театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий (ст. 6.26 КоАП РФ);
 - распространение экземпляров аудиовизуальной продукции и фонограмм на любых видах носителей, экземпляров печатной продукции, содержащих нецензурную брань, без специальной упаковки и текстового предупреждения (ст. 6.27 КоАП РФ);
 - прокат фильма и (или) показ фильма без прокатного удостоверения на фильм (ст. 14.58 КоАП РФ).
Данные составы правонарушений предусматривают административную ответственность в виде штрафа, а также административное приостановление деятельности юридических лиц и лиц, осуществляющих деятельность без образования юридического лица, на срок до 90 суток.
Рассмотрение дел по вышеназванным составам правонарушений отнесено к компетенции суда.

9. Новое в регистрации прав на объекты недвижимости

С 1 февраля 2014 года вступили в силу изменения в законодательство Российской Федерации, внесенные Федеральным законом от 21.12.2014 № 379-ФЗ, касающиеся правил государственной регистрации прав на недвижимость на основании нотариально удостоверенных сделок.
Регистрировать сделку можно как по документам, которые проверил и удостоверил нотариус, так и без нотариальной проверки.
Теперь для осуществления процедуры государственной регистрации прав на объекты недвижимости на основании нотариально удостоверенной сделки заявление и другие необходимые документы могут быть представлены в регистрирующий орган непосредственно нотариусом или его работником, имеющим на то письменное подтверждение полномочий, выданное нотариусом и скрепленное его подписью и печатью. Нотариус при обращении в регистрирующий орган действует без доверенности.
Срок проведения государственной регистрации прав на основании нотариально удостоверенных документов составляет 5 рабочих дней.
Соответствующие изменения внесены в «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» и Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

10. Обязательный досудебный порядок обжалования актов налоговых органов

С 01 января 2014 года в силу изменений, внесенных в ст. 138 Налогового кодекса РФ, применяется обязательный досудебный порядок обжалования любых ненормативных актов налоговых органов, а также действий (бездействий) должностных лиц названной службы.
Исключение составляют ненормативные акты налоговых органов, принятые по итогам рассмотрения жалоб, в том числе апелляционных, которые могут быть обжалованы как в вышестоящий орган, так и в суд, и ненормативные акты Федеральной Налоговой Службы и действия (бездействия) ее должностных лиц, которые могут быть обжалованы только в суд.
Досудебный порядок считается соблюденным налогоплательщиком в случае, если в установленный срок налоговым органом не было принято решение по его жалобе.

11. Как привлечь юридическое лицо к ответственности, если оно отсутствует по юридическому адресу?

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» адрес постоянно действующего исполнительного органа юридического лица отражается в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ).
Статьей 51 Гражданского кодекса РФ закреплено, что лицо, добросовестно полагающееся на данные ЕГРЮЛ, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам. Юридическое лицо не вправе в отношениях с лицом, полагавшимся на данные ЕГРЮЛ, ссылаться на данные, не включенные в реестр, а также на недостоверные данные, в нем содержащиеся, за исключением случаев, если соответствующие данные включены в указанный реестр в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица.
Таким образом, отсутствие юридического лица по зарегистрированному в органе Налоговой службы адресу не является препятствием для привлечения его к гражданско-правовой или административной ответственности.

 

12. Успехи в учебной, спортивной и инновационной деятельности решено поощрять

Федеральным законом от 27 мая 2014 г. № 135-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», согласно которым закрепляются положения о поощрении обучающихся за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности.
Виды и условия поощрения установит образовательная организация.
Лицам, освоившим программы среднего общего образования, успешно прошедшим итоговую аттестацию и имеющим оценки «отлично» по всем предметам, одновременно с документом об образовании вручается медаль «За особые успехи в учении». Ее образец, описание и порядок выдачи устанавливает федеральный орган исполнительной власти, реализующий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
В 2014 г. медаль подлежит вручению не позднее 1 октября 2014 г

13. Для детей-сирот должны быть созданы условия, приближенные к семейным

С 1 сентября 2015 г. вступает в силу постановление Правительства РФ от24 мая 2014 г. № 481, которым разработано Положение о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
К таким организациям относятся образовательные, медицинские и те, которые оказывают социальные услуги. Определены перечни конкретных видов деятельности юридических лиц. Предусмотрена обязанность размещать в Интернете ежегодный отчет о своей деятельности.
Дети помещаются в организации под надзор до их устройства на воспитание в семью. Оформляется акт органа опеки и попечительства. Процедура совершается в течение 1 месяца со дня выявления детей. Оформляются 2 документа: личное дело ребенка и направление органа или юридические лица, реализующих функции и полномочия учредителя организации для детей-сирот, или уполномоченного органа исполнительной власти региона. Далее детей направляют на медицинское обследование.
Организации следует составить индивидуальный план развития и жизнеустройства ребенка. Его утверждает орган опеки и попечительства. План пересматривают не реже 1 раза в полгода.
Определены особенности помещения детей, чьи законные представители не могут исполнять свои обязанности.
Дети, являющиеся членами одной семьи или находящиеся в родственных отношениях, направляются в одну организацию и размещаются в одной группе, если это не противоречит их интересам. Численность групп приближена к "домашней": до 8 человек. Целесообразно выбрать учреждение, которое ближе всего расположено к месту жительства (пребывания) ребенка. Это поможет сохранить привычную социальную среду (если она положительная), родственные и дружеские связи.
Требования к условиям пребывания детей в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденные в 2011 г., признаны утратившими силу.

14. У Фонда социального страхования Российской Федерации появились новые функции

Постановлением Правительства РФ от 15.05.2014 № 435 в Положение о Фонде социального страхования Российской Федерации внесены изменения.
Так, Фонд осуществляет следующие функции по проведению мероприятий по мобилизационной подготовке и мобилизации, гражданской обороне и защите сведений, составляющих государственную тайну:
- обеспечение мобилизационной подготовки и мобилизации Фонда, а также контроль и координация деятельности региональных отделений Фонда по их мобилизационной подготовке и мобилизации;
- организация и ведение гражданской обороны в Фонде;
- обеспечение в пределах своей компетенции защиты сведений, составляющих государственную тайну, и иной охраняемой законом информации, соблюдения режима секретности;
- организация обучения работников Фонда в области мобилизационной подготовки, гражданской обороны и защиты сведений, составляющих государственную тайну.
 


15. Не служившим по призыву без законных оснований, придется отслужить

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20 мая 2014 № 465 «О внесении изменений в Положение о призыве на военную службу граждан РФ» призывные комиссии будут проверять 27-летних граждан, не прошедших военную службу по призыву.
Изменениями установлены порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву без законных оснований. Соответствующее заключение обязана подготовить призывная комиссия при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву. Заключение будет выноситься в случае, если гражданин не проходил военную службу без законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Председатель призывной комиссии обязан объявить заключение гражданину в отношении которого оно принято. Для получения копии заключения гражданину потребуется обратиться с заявлением в призывную комиссию.
За уклонение от призыва на военную службу без законных оснований предусмотрена уголовная ответственность по ст. 328 УК РФ. За данное преступление может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок до 2 лет.

16. Прокуратурой Кошехабльского района на поднадзорной территории проведена проверка исполнения законодательства о контрактной системе

Прокуратурой Кошехабльского района проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления Кошехабльского района  законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также о противодействии коррупции.
С 1 января 2014 года вступил в силу (за исключением отдельных положений) Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон).
В силу ч. 1 ст. 1 Закона, он регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся: планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона, особенностей исполнения контрактов; мониторинга закупок товаров, работ, услуг; аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг; контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Проверкой установлено, что в нарушение требований вышеуказанного законодательства размещенные в сети «Интернет» не соответствует требованиям предъявляемым приказом Министерства экономического развития РФ и Федерального казначейства от 20.09.2013 № 544/18н.
Кроме того, некоторыми главами администраций сельских поселений в нарушение требований ст. 38 Закона  до настоящего времени должностные  лица, ответственные за осуществление закупок (контрактные управляющие) не назначены.
Члены комиссии по осуществлению закупок не прошли профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок.
Также установлено, что документального обоснования начальной (максимальной) цены контракта, способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в сельских поселениях не имеется. Не имеется также сведений о методах, используемых при определении начальной (максимальной) цены контракта, способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В нарушение требований ст. 99 Закона на муниципальном уровне органы, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок, не определены правовые акты, необходимые для обеспечения его деятельности, не приняты.
Также, в нарушение требований ст. 100 Закона на муниципальном уровне органы, уполномоченные на осуществление ведомственного контроля в сфере закупок не определены, правовые акты, необходимые для обеспечения его деятельности, не приняты.
В связи с  изложенным, прокуратурой Кошехабльского района в адрес глав муниципальных образований Кошехабльского района внесено  10  представлений с требованием об устранении выявленных нарушений закона. Акты прокурорского реагирования рассмотрены и удовлетворены. К дисциплинарной ответственности привлечено 10 должностных лиц.
При проведении проверки постановлений МО «Кошехабльский район»,                      МО «Кошехабльское сельское поселение» о назначении контрактного управляющего выявлено несоответствие указанных правовых актов  требованиям действующего законодательства.
Установлено, что  в нарушение требований ч. 4 ст. 38 Закона в п. 1 постановления главы администрации МО «Кошехабльский район» указаны положения, которые вступают в силу только с 01.01.2015. Кроме того, в постановление не указаны все полномочия предусмотренные вышеуказанной статьей.
Аналогичные нарушения закона выявлены при проверке распоряжения главы МО «Кошехабльское сельское поселение».
В связи с изложенным, прокуратурой района принесено 2 протеста, которые удовлетворены, нарушения закона устранены.

17. Ответственность за незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг бывшего государственного или муниципального служащего

 В свете борьбы с коррупцией законодателем установлены определенные требования, предъявляемые к работодателям, принимающим на работу бывших государственных и (или) муниципальных служащих.
 Согласно требованиям ч.2 ст.12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязан при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы. Несоблюдение гражданином указанных требований влечет прекращение трудового либо гражданско – правового договора на выполнение работ (оказание услуг).
 Законодатель накладывает определенные обязанности и устанавливает ответственность для работодателя в данной сфере. Работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с таким работником, обязан в десятидневный срок сообщать о заключении договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 Порядок и сроки уведомления работодателя по последнему месту службы бывшего государственного или муниципального служащего определен в Постановлении Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 г. № 700 «О порядке сообщения работодателем при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение 2 лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы».

 В случае неисполнения указанных требований закона работодатель подлежит административной ответственности в соответствии со статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа:

 - на граждан – в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей,
 - на должностных лиц – от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей,
 - на юридических лиц  - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.


17. Порядок урегулирования конфликта интересов на государственной или муниципальной службе

 В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» под конфликтом интересов на государственной или муниципальной службе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.
 Статьей 11 Федерального закона «О противодействии коррупции» установлено, что государственный или муниципальный служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.
 Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения государственного или муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.
 Предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является государственный или муниципальный служащий, осуществляются путем его отвода или самоотвода.
 Непринятие служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение государственного или муниципального служащего с государственной или муниципальной службы.
 Указом Президента РФ № 821 от 01.07.2010 утверждено Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов. В пункте 8 Указа органам местного самоуправления рекомендовано в 2-месячный срок разработать и утвердить Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов. При разработке Положений органам местного самоуправления необходимо руководствоваться данным Указом.
 На настоящий момент соответствующие положения приняты во всех муниципальных образованиях области.
 Согласно п. 16 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов основаниями для проведения заседания комиссии является, в том числе представление руководителя государственного органа материалов проверки, свидетельствующих о несоблюдении государственным служащим требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов.
 Заседание комиссии проводится в присутствии государственного служащего, в отношении которого рассматривается вопрос о соблюдении требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов.
  На заседании комиссии заслушиваются пояснения государственного служащего (с его согласия) и иных лиц, рассматриваются материалы по существу предъявляемых государственному служащему претензий, а также дополнительные материалы.

 По итогам рассмотрения вопроса о несоблюдении государственным служащим требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересовкомиссия принимает одно из следующих решений:
 а) установить, что государственный служащий соблюдал требования к служебному поведению и (или) требования об урегулировании конфликта интересов;
 б) установить, что государственный служащий не соблюдал требования к служебному поведению и (или) требования об урегулировании конфликта интересов. В этом случае комиссия рекомендует руководителю государственного органа указать государственному служащему на недопустимость нарушения требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов либо применить к государственному служащему конкретную меру ответственности.

18. Уголовная ответственность родителей за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних.

Статьей 156 Уголовного кодекса РФ установлена ответственность родителей и иных законных представителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних, если это деяние соединено с жестоким обращением с ребенком.
 Санкция указанной статьи предусматривает наказание в виде штрафа в размере до 100 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до 440 часов, либо исправительными работами на срок до 2 лет, либо принудительными работами на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет или без такового, либо лишением свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет или без такового.
 Под неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязанностей родителями (законными представителями) законодатель подразумевает необеспечение необходимого физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития несовершеннолетнего, непринятие мер к охране его здоровья.
 Так, согласно ст. 65 Семейного кодекса РФ при осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.
 При этом жестокое обращение с несовершеннолетним может выражаться не только в осуществлении родителями физического или психического насилия над детьми либо в покушении на их половую неприкосновенность, но и в применении недопустимых способов воспитания (в грубом, пренебрежительном, унижающем человеческое достоинство обращении с детьми, оскорблении, эксплуатации детей).

19. Федеральным законом от 05.05.2014 № 128-ФЗ Уголовный кодекс Российской Федерации дополнен статей 354.1, предусматривающей уголовную ответственность за реабилитацию нацизма.
      Объективную стороны преступления образуют отрицание фактов, установленных приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (более известен как приговор Нюрнбергского трибунала), одобрение преступлений, установленных указанным приговором, а равно распространение  заведомо ложных сведений о деятельности СССР в годы Второй мировой войны, совершенные публично.
       За совершение этих деяний частью первой указанной статьи установлены различные виды наказания, наиболее строгое – это лишение свободы на срок до трех лет.
       Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения или с использованием средств массовой информации, а равно с искусственным созданием доказательств обвинения, влекут ответственность по части второй данной статьи, предусматривающей более строгое наказание.
       Распространение выражающих явное неуважение к обществу сведений о днях воинской славы и памятных датах России, связанных с защитой Отечества, а равно осквернение символов воинской славы России, совершенные публично, влекут уголовную ответственность по части третей указанной статьи.
       Закон вступает в силу 16 мая 2014 года.

  20.  Федеральный закон от 23.02.2013 «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», регулирующий отношения в сфере охраны здоровья граждан в соответствии с Рамочной конвенцией Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака, обязывает граждан соблюдать нормы антитабачного законодательства, заботиться о формировании у детей отрицательного отношения к курению и не допускать их вовлечения в процесс потребления табака, не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на благоприятную окружающую среду и охрану их здоровья от воздействия окружающего табачного дыма.
     В качестве одной из мер, направленных на охрану здоровья граждан, Закон предусматривает установление запрета на курение табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах. Перечень таких объектов установлен частью 1 статьи 12 Закона.       
     Законодатель предусмотрел поэтапное введение отдельных положений Закона в силу. 
     Так, с 1 июня 2013 года уже действует запрет на курение табака:
- на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры и учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта;
- на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг;
- на воздушных судах, на всех видах общественного транспорта городского и пригородного сообщения, в местах на открытом воздухе на расстоянии менее чем пятнадцать метров от входов в помещения всех видов вокзалов и портов, в помещениях вокзалов и портов;
- в помещениях социальных служб;
- в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления;
- на рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях;
- в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов;
- на детских площадках ми в границах территорий, занятых пляжами;
- на автозаправочных станциях.
     С 1 июня 2014 года вступают в силу пункты 3, 5, 6 и 12 указанной статьи Закона, согласно которым запрещается курение табака:
- на поездах дальнего следования, на судах, находящихся в длительном плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров;
- в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания;
-в помещениях, предназначенных для оказания бытовых услуг, услуг торговли, общественного питания, помещениях рынков, в нестационарных торговых объектах;

- на пассажирских платформах, используемых исключительно для посадки в поезда, высадки из поезда пассажиров при их перевозках в пригородном сообщении.
     Лица, нарушившие указанные запреты, несут ответственность по части 1 статьи 6.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей наложение штрафа от пятисот до одной тысячи пятисот рублей, а в случае курения табака на детской площадке – по части 2 статьи 6.24 указанного Кодекса, предусматривающей наложение штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.
     Указанные выше запреты не действуют и на основании решения собственника имущества или иного лица, уполномоченного на то собственником имущества, допускается курение табака:
- в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях, которые оборудованы системами вентиляции и организованы на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров;
- в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях общего пользования многоквартирных домов, которые оборудованы системами вентиляции. 
     Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения курения табака в отдельных общественных местах и в помещениях.
     Следует указать, что в качестве меры, направленной на охрану здоровья граждан, Закон предусматривает также введение различных ограничений торговли табачной продукцией и табачными изделиями.
     С 1 июня 2014 года вступают в силу части 1 - 5, пункт 3 части 7 статьи 19 Закона, устанавливающие такие ограничения.
     Согласно новым правилам розничная торговля табачной продукцией осуществляется только в магазинах и павильонах. Торговля табачной продукцией в других торговых объектах или развозная торговля табачной продукцией допускается только в случае отсутствия в населенном пункте магазинов и павильонов. Запрещается розничная торговля табачной продукцией на ярмарках, выставках, путем развозной и разносной торговли, дистанционным способом продажи, с использованием автоматов. Запрещается розничная торговля табачной продукцией с выкладкой и демонстрацией табачной продукции в торговом объекте. Информация о табачной продукции, предлагаемой для розничной торговли, доводится до сведения покупателей посредством размещения в торговом зале текста, содержащего перечень продаваемой табачной продукции. Демонстрация табачной продукции покупателю может осуществляться по его требованию после ознакомления с перечнем.
     Запрещается продажа табачных изделий на территориях и в помещениях вокзалов, портов, на станциях метрополитенов, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров, в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) временному проживанию, бытовых услуг.
     Нарушение указанных правил влечет ответственность по части 1 статьи 14.53 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения штрафа на граждан в размере от  двух тысяч до трех тысяч рублей, на юридических лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
     Кроме этого, с 1 июня 2014 года вступает в силу положение Закона, согласно которому вещатель или организатор вещания при демонстрации аудиовизуальных произведений, включая теле- и видеофильмы, теле-, видео- и кинохроникальных программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и процесс потребления табака, должен обеспечить трансляцию социальной рекламы о вреде потребления табака непосредственно перед началом или во время демонстрации такого произведения, такой программы.
     За неисполнение этой обязанности частью 5 статьи 14.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено наложение штрафа на должностных лиц в размере от десяти до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

21. Изменения трудового законодательства
Федеральным законом от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» в Трудовой кодекс Российской Федерации внесены изменения, направленные на усиление гарантий соблюдения прав работников.
Статья 15 Трудового кодекса РФ дополнена частью второй, согласно которой заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается.
В связи с этим новым положением Закона следует напомнить, что в соответствии с частью первой статьи 37 Конституции Российской Федерации труд свободен, каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
Это означает, что гражданин вправе определить, будет ли он осуществлять предпринимательскую деятельность, поступит на гражданскую службу, заключит трудовой договор либо предпочтет выполнять работы (оказывать услуги) на основании гражданско-правового договора (подряда, поручения, возмездного оказания услуг и др.).
Гражданское и трудовое право предполагает свободу договора, что, в частности, предусматривает право сторон по соглашению определить тип договорных отношений. Стороны сами решают, кем будут являться по договору – работником и работодателем (трудовые отношения) или исполнителем и заказчиком (гражданско-правовые отношения).
Заключение трудового договора влечет обязанность работодателя не только по выплате вознаграждения за труд, но и по созданию безопасных условий труда, по соблюдению права работника на отдых и продолжительность рабочего времени и т.д.
При заключении гражданско-правового договора заказчик по отношению к исполнителю не несет обязанностей, связанных с обеспечением прав и гарантий, предусмотренных законодательством о труде и об обязательном социальном страховании.
Этим объясняется стремление некоторых работодателей к заключению гражданско-правовых договоров вопреки намерению работника заключить трудовой договор и к приданию фактическим трудовым отношениям гражданско-правовой формы.
Если ранее  закон предусматривал только судебный порядок разрешения споров о признании заключенного между работодателем и лицом договора трудовым договором, то по введенной указанным Федеральным законом и действующей с 1 января 2014 года новой статье 19.1 Трудового кодекса РФ признание отношений, возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми отношениями может осуществляться:
-лицом, использующим личный труд и являющимся заказчиком по указанному договору, на основании письменного заявления физического лица, являющегося исполнителем по указанному договору, и (или) не обжалованного в суд в установленном порядке предписания государственного инспектора труда об устранении нарушения части второй статьи 15 указанного Кодекса;
-судом в случае, если физическое лицо, являющееся исполнителем по указанному договору, обратилось непосредственно в суд, или по материалам (документам), направленным государственной инспекцией труда, иными органами и лицами, обладающими необходимыми для этого полномочиями в соответствии с федеральными законами.
В случае прекращения отношений, связанных с использованием личного труда и возникших на основании гражданско-правового договора, признание этих отношений трудовыми отношениями осуществляется судом. Физическое лицо, являвшееся исполнителем по указанному договору, вправе обратиться в суд за признанием этих отношений трудовыми отношениями в порядке и в сроки, которые предусмотрены для рассмотрения индивидуальных трудовых споров.
Неустранимые сомнения при рассмотрении судом споров о признании отношений, возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми отношениями толкуются в пользу наличия трудовых отношений.
Если отношения, связанные с использованием личного труда, возникли на основании гражданско-правового договора, но впоследствии в указанном выше порядке были признаны трудовыми отношениями, такие трудовые отношения между работником и работодателем считаются возникшими со дня фактического допущения физического лица, являющегося исполнителем по указанному договору, к исполнению предусмотренных договором обязанностей.
Новая редакция статьи 67 Трудового кодекса РФ предусматривает, что трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя.
Если же физическое лицо было фактически допущено к работе работником, не уполномоченным на это работодателем, и работодатель или его уполномоченный на это представитель отказываются признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (заключить трудовой договор), то на основании новой статьи 67.1 Трудового кодекса РФ работодатель, в интересах которого была выполнена работа, обязан оплатить такому физическому лицу фактически отработанное им время (выполненную работу).
Работник, осуществивший фактическое допущение к работе, не будучи уполномоченным на это работодателем, привлекается к ответственности, в том числе материальной, в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами.


22. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.02.2014 № 112 внесены изменения в Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан и Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденные постановлениями Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 № 549 и от 06.05.2011 № 354.
     Изменения, вступившие в силу с 1 марта 2014 года, связаны с сокращением сроков возможного приостановления поставки газа, других коммунальных ресурсов в случае несвоевременной оплаты коммунальных ресурсов.
     По действовавшей ранее редакции подпункта «в» пункта 45 Правил поставки газа поставщику предоставлялось право в одностороннем порядке приостановить поставку газа с предварительным письменным уведомлением абонента в случае неоплаты или неполной оплаты потребленного газа в течение 3 расчетных периодов (месяцев) подряд.
    По новой редакции Правил это право возникает у поставщика газа в случае неоплаты или неполной оплаты потребленного газа в течение 2 расчетных периодов.
     Изменен также порядок уведомления о предстоящем приостановлении подачи газа.
     Если ранее в соответствии с пунктом 46 Правил поставщик газа был обязан направить абоненту два уведомления о предстоящем приостановлении подачи газа  (первое – не позднее чем за 40 календарных дней, второе – не позднее чем за 20 календарных дней до дня приостановления подачи газа), то по новой редакции этого пункта поставщик газа обязан направить абоненту одно уведомление по почте заказным письмом (с уведомлением о его вручении) о предстоящем приостановлении подачи газа и его причинах не позднее чем за 20 календарных дней до дня приостановления подачи газа.
     Аналогичные изменения внесены в пункты Правил предоставления коммунальных услуг, регламентирующие порядок ограничения и приостановления предоставления коммунальных услуг в случае неполной их оплаты потребителем.
     В соответствии с пунктом 118 Правил под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги ранее понималось наличие у потребителя задолженности по оплате одной коммунальной услуги в размере, превышающем сумму 3 месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего прибора учета и тарифа на соответствующий вид коммунального ресурса, действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги, при условии отсутствия заключенного потребителем-должником с исполнителем соглашения о погашении задолженности и (или) при невыполнении потребителем должником условий такого соглашения.
     В новой редакции этого пункта размер задолженности, дающий основание для признания неполноты оплаты коммунальной услуги потребителем, снижен до суммы, превышающей 2 месячных размера платы за коммунальную услугу.
     На основании пункта 119 Правил исполнитель (поставщик коммунальной услуги) вправе в случае неполной оплаты коммунальной услуги ограничить или приостановить предоставление такой услуги после письменного предупреждения потребителя-должника, если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации или договором.
     Срок погашения задолженности по коммунальным услугам после получения такого письменного предупреждения сокращен новой редакцией Правил с 30 дней до 20 дней. Если по истечении данного срока оплата не была произведена, предоставление коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено.


23. Разъяснение требований законодательства, регулирующего охрану атмосферного воздуха.
 В соответствии со ст.14 Федерального закона «Об охране окружающей среды» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного  территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
 Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
 За нарушение правил охраны атмосферного воздуха предусмотрена административная ответственность в соответствии со ст. 8.21 КоАП РФ.
 Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 до 2,5 тыс. руб.; на должностных лиц - от 40 до 50 тыс.руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 30 до 50 тыс.руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц - от 180 тыс. до 250 тыс.руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
 Нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1,5 до 2 тыс.руб.; на должностных лиц - от 10 до 20 тыс.руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 30 до 50 тыс.руб.; на юридических лиц - от 80 до 100 тыс.руб.
 Нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 до 2 тыс.руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 1 до 2 тыс.руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц - от 10 до 20 тыс.руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
 За загрязнение воздуха предусмотрена и уголовная ответственность по статье 251 Уголовного кодекса РФ «Загрязнение атмосферы».
 Нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ или нарушение эксплуатации установок, сооружений и иных объектов, если эти деяния повлекли загрязнение или иное изменение природных свойств воздуха, - наказываются штрафом в размере до 80 тыс.руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 мес., либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет, либо обязательными работами на срок до 360 часов, либо исправительными работами на срок до 1 года, либо арестом на срок до 3 мес.
 Те же деяния, повлекшие по неосторожности причинение вреда здоровью человека, наказываются штрафом в размере до 200 тыс.руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18  мес., либо обязательными работами на срок до 480 час., либо исправительными работами на срок до 2 лет, либо принудительными работами на срок до 2 лет, либо лишением свободы на тот же срок.
 Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека, наказываются принудительными работами на срок от 2 до 5 лет либо лишением свободы на срок до 5 лет.

  1. Пленум Верховного Суда Российской Федерации принято постановление № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» от 09.07.2013 № 24. Данным постановлением руководствуются и органы предварительного расследования при расследовании преступлений указанной категории.
     Наиболее распространенным и опасным среди преступлений коррупционной направленности является взяточничество. Оно не только посягает на основы государственной власти, нарушает нормальную управленческую деятельность государственных и муниципальных органов и учреждений, подрывает их авторитет. Это явление деформирует правосознание граждан, создает у них представление о возможности удовлетворения личных и коллективных интересов путем подкупа должностных лиц, препятствует конкуренции, затрудняет экономическое развитие.
     Статья 290 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает ответственность за получение взятки, статья 291 – за дачу взятки, статья 291.1. – за посредничество во взяточничестве, статья 204 – за коммерческий подкуп.
     Статьей 290 УК РФ установлена ответственность за получение взятки. Попасть на скамью подсудимых рискует чиновник, получивший незаконное вознаграждение, если он:
     - совершает в пользу взяткодателя или представляемых им лиц действия (бездействие), входящие в его служебные полномочия. Это такие действия, которые он имеет право или обязать совершить, например, ускорить принятие соответствующего решения.
     - способствует совершению указанных действий (бездействию) в силу своего должностного положения. В этом случае должностное лицо использует авторитет и иные возможности занимаемой должности для оказания воздействия на других должностных лиц в целях склонения к совершению соответствующих действий.
     - покровительствует или попустительствует, в частности, необоснованно назначает подчиненного на более высокую должность, включает его в списки лиц, представляемых к поощрительным выплатам. К попустительству по службе относится, например, согласие должностного лица контролирующего органа не применять входящие в его полномочия меры ответственности в случае выявления совершенного взяткодателем нарушения.
     - совершает незаконные деяния (фальсификация доказательств по уголовному делу, не составление протокола об административном правонарушении, принятие незаконного решения на основании заведомо подложных документов, внесение в документы сведений, не соответствующих действительности).
     В постановлении четко указывается, как надо квалифицировать действия должностного лица, получившего так называемый «откат». Если чиновник заключил от имени соответствующего органа договор, на основании которого перечислил вверенные ему средства в размере, заведомо превышающем рыночную стоимость указанных в договоре товаров, работ или услуг, и получил за это незаконное вознаграждение, то содеянное им образует состав сразу двух преступлений – получение взятки и растрата. Если же при указанных обстоятельствах стоимость товаров, работ или услуг завышена не была, а вознаграждение получено за сам факт заключения государственного или муниципального контракта, содеянное должно квалифицироваться как получение взятки.
     Ответственность за получение взятки, посредничество во взяточничестве наступает независимо от времени получения должностным лицом взятки – до или после совершения им действий по службе в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, а также независимо от того, были ли указанные действия заранее обусловлены взяткой.
     Предметом взяточничества и коммерческого подкупа наряду с деньгами, ценными бумагами, иным имуществом, могут быть незаконные оказание услуг имущественного характера (к примеру, ремонт квартиры, строительство недвижимости, скидка на какие-либо услуги) и предоставление имущественных прав.
     Преступление считается оконченным с момента принятия должностным лицом хотя бы части передаваемых ему ценностей. При этом не имеет значения, получили ли указанные лица реальную возможность пользоваться или распоряжаться переданными им ценностями по своему усмотрению.
     Обязательными условиями освобождения от уголовной ответственности за дачу взятки относятся добровольное сообщение после совершения преступления в правоохранительные органы, а также активное способствование раскрытию и (или) расследованию преступления. Активное способствование состоит в совершении действий, направленных на изобличение причастных к совершенному преступлению лиц, обнаружение имущества, переданного в качестве взятки или предмета коммерческого подкупа, и др.
     Не образует состав преступления действия лица, в отношении которого были заявлены требования о даче взятки или коммерческом подкупе, если до передачи ценностей оно добровольно заявило об этом в правоохранительные органы, и передача производилась под контролем с целью задержания с поличным лица, заявившего такие требования. В этих случаях деньги и другие ценности, переданные в качестве взятки или предмета коммерческого подкупа, подлежат возвращению их владельцу.
     В соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации максимальное наказание за получение взятки – лишение свободы на срок до 15-ти лет, за дачу взятки и посредничество во взяточничестве – до 12-ти лет лишения свободы, за коммерческий подкуп – до 6-ти лет лишения свободы.
     Пленум Верховного Суда Российской Федерации обратил внимание судов на необходимость исполнять требования закона о строго индивидуальном подходе к назначению наказания лицам, совершившим коррупционные преступления с использованием своего служебного положения, учитывая содержание мотивов и целей, значимость обязанностей, которые были нарушены, продолжительность преступных действий (бездействия), характер и тяжесть причиненного вреда, другие фактические обстоятельства и данные о личности виновного.

 

ЭКСТРЕННЫЕ СЛУЖБЫ

ЕДИНАЯ СЛУЖБА СПАСЕНИЯ
Сотовый телефон 010,11
Стационарный телефон 01,112

ЕДИНЫЙ ТЕЛЕФОН ПОЖАРНЫХ И СПАСАТЕЛЕЙ
Сотовый телефон 010
Стационарный телефон 01

ПОЛИЦИЯ
Сотовый телефон 020
Стационарный телефон 02

СКОРАЯ ПОМОЩЬ
Сотовый телефон 030
Стационарный телефон 03

АВАРИЙНАЯ ГАЗОВАЯ СЛУЖБА
Сотовый телефон 040
Стационарный телефон 04

Яндекс.Метрика